Общее развитие ребенка в один год и девять месяцев. Общее развитие ребенка в один год и девять месяцев Игры для детей 1.9 месяцев

С каждым новым месяцем Ваш малыш становиться всё взрослее, самое время вырабатывать у него правильные привычки и навыки самостоятельности.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

76,9-90,9 см.
9,9-15,1 кг.
46,5-52,0 см.
47,0-56,0 см.
76,8-90,2 см.
9,9-14,2 кг.
45,4-51,2 см.
47,5-55,0 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев Ваш малыш заметно подрос и окреп.

Прибавка в весе и увеличение длины тела в этом возрасте происходит весьма индивидуально.

В среднем длина тела малышей в 1 год 9 месяцев составляет:

для мальчиков - 80 - 87 см;

для девочек - 80-85 см;

Масса тела в 1 год 9 месяцев (в среднем):

для мальчиков - 11-13,5 кг;

для девочек - 11 -13 кг.

Окружность головы:

мальчики - 47,5 - 50,5 см;

девочки - 46,5 - 49,5 см.

В 1 год 9 месяцев у малыша может быть до 20 зубов (2 нижних средних резца, 2 верхних средних резца, 2 верхних боковых резца, 2 нижних боковых резца, 4 первых моляра (2 верхних и 2 нижних), 4 клыка (2 нижних и 2 верхних), 4 вторые моляра (2 верхних и 2 нижних)).

Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте от 6 до 24 месяцев (2 года) можно воспользоваться формулой:

Где N – возраст ребенка в месяцах;

Х - число молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте многие малыши становятся очень общительными и коммуникабельными, легче идут на контакт с незнакомыми людьми.

Двигательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Малыш уже овладел достаточными двигательными навыками, умеет повторять за взрослым простые движения. Поэтому в этом возрасте полезно заниматься с ребенком утренней гимнастикой, это поможет закрепить имеющиеся навыки и укрепить мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Так в один 1 год 9 месяцев малыш может перешагивать через небольшие препятствия, проходит по доске или гимнастической скамейке.

Умеет забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу не далеко от него.

Ловко бегает в разных направлениях, легко влезает на стул, диван и также легко спускается на пол.

Познавательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Умеет играть в простые конструкторы, различает и называет основные цвета. Знает несколько геометрических фигур. Малыш уже умеет различать и соотносить конфигурацию предмета с соответствующими отверстиями на грани игрушки (развивающего пособия).

Знает такие понятия как большой, поменьше, маленький.

Совершенствуется навык рисования - может нарисовать прямые и округлые линии.

Проявляет интерес к сверстникам, стремиться к взаимодействию.

В игре ребенок начинает отображать жизненные действия (готовит кушать, умывается, одевается и другие). Может построить из кубиков башню, дорожку, стол, стул и другие несложные постройки (после показа взрослого).

Речевое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Уверенно произносит около 30 слов. В речи еще присутствуют слова-заменители, упрощенные слова. Малыш пытается разговаривать простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Может вступать в беседу со взрослыми.

Малыш уже умеет понимать несложный сюжет на картинке.

Может запомнить и выполнить два поручения. Например, возьми и поставь; возьми игрушку и иди ко мне и так далее. Отвечает на простые вопросы: Кто это? Где? Куда?

В этом возрасте развитие речи идет очень активно, малыш накапливает новые слова, формируется фразовая речь.

Что умеет ребенок в 1 год 9 месяцев

  • Малыш уже может самостоятельно есть любимую пищу. Сам берет и откусывает хлеб.
  • Умеет самостоятельно стягивать шапку и обувь (если она легко снимается).
  • Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Дает знать если испачкает руки или лицо.
  • Всё лучше и лучше контролирует свои физиологические потребности, может сообщить взрослому, когда хочет в туалет.

Уход за ребенком в 1 год 9 месяцев

Продолжаем приучать ребенка к соблюдению личной гигиены, постепенно обучая его новым навыкам самообслуживания.

Утро начинайте с умывания и чистки зубов. Приучайте к регулярной утренней гимнастики.

Позволяйте малышу самостоятельно мыть руки, но при этом тактично контролируйте и помогайте ему.

Купаться каждый день не обязательно, но перед ночным сном следует умыть малыша и желательно ополоснуть ступни ребенка прохладной водой (элемент закаливания).

Продолжайте приучать ребенка к горшку, пусть пока не всё получается, но не теряйте терпения. Регулярно высаживайте малыша на горшок после пробуждения или после после длительных прогулок.

Дневной сон у всех малышей индивидуален, кто-то спит два раза в день, кто-то один, а кого-то вообще не уложишь. Даже если ребенок не спит днем, всё равно старайтесь уложить его, путь он не будет спать, но хотя бы полежит - это тоже отдых.

Прогулки на свежем воздухе - чем дольше тем лучше (ориентируйтесь по погоде). Во время прогулок помогайте ребенку развиваться, пусть больше двигается и познает окружающий мир.

Питание ребенка в 1 год 9 месяцев

Питание малыша в 1 год 9 месяцев не сильно отличается от питания полуторагодовалого ребенка.

Так в рационе ребенка должны обязательно присутствовать первые и вторые блюда.

На завтрак всё также дается каша, можно давать омлет или запеканку из вермишели.

В этом возрасте малышам можно давать супы-пюре, борщ, мясные и рыбные блюда, гарниры, картофельное пюре, овощное рагу, молочные и кисло-молочные продукты.

Так же обязательно в рационе должны быть свежие фрукты и овощи, растительные и животные жиры.

Молочные и кисло-молочные продукты продолжают сохранять ведущие позиции в рационе ребенка.

За день малыш может выпивать до 500 мл кефира или молока. Творог можно предлагать уже и в более сложных блюдах, например, в виде твороженных запеканок, ленивых вареников, сырников.

Расширяется арсенал овощных блюд, так малышу можно давать морковь, картофель, капусту, свеклу, тыкву, кабачки. Можно предложить ребенку салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке.

Мясные блюда необходимы ребенку ежедневно, лучше давать их в первой половине дня. Для малышей хорошо подходят нежирные сорта говядины, телятина, кролик, курица. Мясные блюда могут быть в виде мясных пюре, паровых котлет, тефтелей, суфле.

Необходимые обследования в 1 год 9 месяцев

В 1 год 9 месяцев необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по гимнастике, закаливанию.

Анализы и обследования здоровым детям не проводятся, назначаются только по показаниям.

В 20 месяце (1 год 8 месяцев) делается вторая ревакцинация от полиомиелита (ReV2 - ОПВ).

Как играть с ребенком в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте, очень полезны для развития малыша игры на соотнесение предметов по форме. Для этого отлично подходят коробочки разной формы с крышками, крупные пазлы, специальные развивающие пособия.

Также можно предлагать ребенку игры в которых необходимо сортировать предметы по цвету, размеру.

Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.

Не забываем «что жизнь — это движение», поэтому развивающие занятия должны чередоваться с подвижными играми.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Очень нравится малышам в этом возрасте играть со сборно-разборными игрушками. Такими как матрешки, колпачки, пирамидки.

Предлагайте малышу новые книжки.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, главное, проследите, чтобы они были безопасны для малыша.

Ваш малыш подрастает, что-то у него выходит очень хорошо, а что-то еще не получается, проявляйте больше терпения, почаще давайте ему возможность быть более самостоятельным. Вовлекайте его в свои занятия и дела, подавайте ему только хороший пример. Он будет чувствовать свою значимость и развиваться как самостоятельная личность.

Кроха к этому возрасту заметно подрос и повзрослел. С каждым днем он продолжает познавать мир и приобретать больше навыков.

Теперь ребенок проявляет интерес к сверстникам, выражает свои эмоции доступным ему способом и пытается осваивать фразовую речь.

Физические параметры в год и девять

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у мальчиков

  • Рост от 80,4 до 88,4 сантиметров.
  • Вес от 10,6 кг до 13,6 кг.
  • Окружность головы — 47,5 см до 50,5 см.
  • Окружность груди – 48,8 см до 52,0 см.

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у девочек

  • Рост от 79,7 до 87,6 сантиметров.
  • Вес от 10,5 кг до 12,8 кг.
  • Окружность головы — 46,5 см до 49,5 см.
  • Окружность груди – 47,7 см до 51,9 см.

Количество зубов

У ребенка в год и девять месяцев должно быть примерно 17 зубов , но по данным ВОЗ их нормальное количество — от 14 до 16 .

Что умеет делать малыш

  • преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
  • взбираться по лестнице, держась за перила;
  • строить башенку или собирать пирамидку;
  • различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
  • определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
  • различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
  • самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
  • надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
  • расстегивать пуговицы и замки;
  • может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
  • знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
  • пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.

Особенности психоэмоциональной сферы

  1. Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким – либо способом выражать свои эмоции.
  2. Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
  3. Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что – то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
  4. Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что – то жестами и мимикой.

Речевые способности


Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».

Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка.

Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.

Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.

Кроха научился выполнять просьбы – поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».

С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.

Интеллект

В интеллектуальном плане малыш тоже прогрессирует.

К этому возрасту дети умеют:

  • различать цвет, форму, размер предмета;
  • рисовать линии, геометрические фигуры, а также объяснить, что нарисовал;
  • определять голоса животных и подражать им;
  • на фото узнавать близких или знакомых людей.

Справка! Ребенка можно научить произносить свое имя, а также разучить с ним имена близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Рацион питания

Примерное меню

Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.

  • Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
  • Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
  • Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
  • Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.

Рецепт блюда

Творожная запеканка

Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:

  • Творог 200 грамм
  • Сахар 3-4 ст. ложки
  • Манка 3 ст. ложки
  • Яйцо 1 штука
  • Масло сливочное (для смазывания формы)
  • Сметана 1 ст. ложка
  • Ванилин

Приготовление в духовке:

  1. Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
  2. Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
  3. К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
  4. Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
  5. Приготовить форму, смазывая ее маслом.
  6. Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
  7. Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
  8. Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.

Приятного аппетита!

Особенности гигиены и ухода


  1. Приучайте ребенка следовать правилам личной гигиены, обучая его другим доступным навыкам самообслуживания.
  2. Начинайте утро с регулярной зарядки, затем нужно умыться и почистить зубы.
  3. Пусть ребенок сам моет руки под краном, включайте ему воду, контролируйте, но не ограничивайте в самостоятельности.
  4. Купать малютку можно не каждый день, но перед сном нужно умыть его, желательно ополоснуть ступни прохладной водой (элемент закаливания).

Обратите внимание! Сажайте малыша на горшок, если он протестует, все равно не отчаивайтесь и старайтесь высаживать после сна, хотя бы 2 раза в день.

Режим дня и сна

Примерный режим дня для детишек в год и девять месяцев:

  • 7:00 — 9:00 – подъем, гимнастика, водные процедуры, завтрак
  • 9:00 – 11:30 – игры, прогулка, занятия на развитие
  • 11:30 – 12:00 – обед
  • 12:00 – 15:00 – сон
  • 15: 00 – 15:30 – полдник
  • 15: 30 – 20:30 — игры, прогулка (летом), ужин
  • 20: 30 – купание
  • 21:00 – 21:30 — сон

Дневной сон происходит один раз в течение 2-3 часов, ночью ребенок спит 10 – 11 часов. Общее время для сна за сутки составляет 12,5 -13,5 часов. Бодрствование длится до 5, 5 часов.

Занятия с малышом

Игры

Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.

Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.

Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.

Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».

Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.

Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.

Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.

Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.

Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.

Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.

Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.

Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.

Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.


В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.

Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.

Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.

К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.

Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.

Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.

Очень полезны пальчиковые игры.

Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.

Игрушки

Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.

Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.

Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.

Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.

Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.

Обратите внимание! Следите, чтобы игрушки были по возрасту ребенка, не оставляйте малыша без присмотра с игрушками, где есть мелкие детали.

  1. Давайте ребенку больше возможности играть на свежем воздухе, это очень полезно как для интеллектуального, так и для физического развития;
  2. Не оставляйте малыша без присмотра на детской площадке, когда он лазает по горке или бегает, не полагайтесь на его самостоятельность, он еще пока слишком мал;
  3. Чтобы помочь крохе быстрее привыкнуть к горшку, можно делать это в игровой форме, посадить на горшок мишку или куклу, а потом сказать ребенку, что теперь его очередь сесть на горшок, возможно, он согласится, дети любят играть;
  4. Не потакайте ребенку часто и в любых вопросах, иначе он постоянно будет вами манипулировать, выпрашивать леденец, устраивая истерику в магазине, четко разделяйте границы дозволенного, позволив ребенку что — то один раз, а потом, запретив, вы делаете только хуже для всех;
  5. Не нужно стоять на своих принципах, если ребенок хочет одеть синюю майку, а не желтую, пусть сделает так.
  6. Не держите в комнате постоянно включенный телевизор, даже если малыш отвлекается и не смотрит его, иначе он просто привыкнет, что телевизор должен всегда работать. Сделайте просмотр мультиков в определенное время не более 10 – 15 минут;
  7. Во время прогулок исследуйте мир вместе с ребенком, обращайте его внимание на собак, кошек, деревья, цветы. Общайтесь с вашим чадом, рассказывайте ему то, что вы знаете, также старайтесь ответить на его вопросы, не отмахиваясь на свою занятость, крохе очень важно, чтобы ему ответили и уделили внимание.

Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.

Нормы развития

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

  1. способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
  2. различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
  3. показывает части тела, минимум 3;
  4. собирает пазл из 4-8 частей;
  5. вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
  6. рисует кривые линии, круги, квадрат;
  7. может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает левое полушарие, ответственное за логическое и речевое мышление. Но зато мальчики лидируют в развитии пространственно-временной ориентации. Они меньше говорят, но мыслят нестандартно. У мальчиков острее слух примерно до 8 лет и ниже кожная чувствительность.

Игры

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Правильный уход и развитие

Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:

  • сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
  • 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
  • соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
  • соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
  • прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг. При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.

Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.

Для ребенка в 1 год и 9 месяцев наступает важный этап формирования личности. Его действия организованы, а взгляд сосредоточен. Еще немного и малыш произнесет первое осмысленное предложение.

Общее развитие

Ребенок продолжает развиваться. Все ярче и выразительнее проявляется темперамент, из которого складывается характер. Родители зачастую путают эти понятия, приписывая своему чаду качества, свойственные взрослым людям. Они награждают малыша нелестными эпитетами - «вредина », «бестолочь», - не понимая, что, став самостоятельной личностью, он будет помнить именно эти моменты и действовать исходя из подобного представления о себе. Поэтому ребенок в 1 год и 9 месяцев еще острее нуждается в понимании и сочувствии, несмотря на свое порой совершенно неприемлемое поведение.

Наращиваются темпы физического развития. Ребенок заметно прибавляет в весе и росте. Крепнет его сила, оттачивается ловкость. И соответственно расширяется сфера интересов. Освоив простейшие функции в быту и повседневной жизни, карапуз начинает озадачиваться тем, что происходит на экране телевизора и компьютера. В это время важно ограничивать или полностью исключать пребывание малыша рядом с подобной техникой. Это поможет предупредить дальнейшие проблемы.

Речь в 1 год и 9 месяцев

Стремительно растет число слов, которые воспроизводит ребенок в 1 год и 9 месяцев. Совершенствуется артикуляция малыша. Уже сейчас от него можно услышать предложения из двух или трех слов и четкое произношение «сложных» звуков: «с», «ш », «ч», что вызывает бурный восторг и радость взрослых.

Уход за малышом

В 1 год и 9 месяцев карапуз становится вполне самостоятельным маленьким человечком, пытающимся всеми силами отстоять свою независимость. Это может сказаться и на распорядке его дня. Малыш отчаянно не желает спать и гулять, когда предлагает мама. Сейчас важно отстоять сложившийся уклад жизни, сохранять режим. Ведь он станет особенно актуальным, когда тот пойдет в детский сад.

Питание ребенка

Рацион и вкусовые предпочтения ребенка в 1 год и 9 месяцев сформированы, очень трудно вносить какие-либо изменения. Но в любом случае надо стараться обогащать меню новыми и полезными блюдами, включающими овощи, фрукты и зелень.

Сон в год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев сон ребенка становится короче и беспокойнее. Уложить кроху в нужное время все труднее. На данном этапе незаменимыми помощниками для родителей станут книги. Никакое снотворное не сравнится по силе действия с убаюкивающим чтением перед сном.

Безопасность

Малыш крепнет, область его деятельности растет. Пришло время внимательно пересмотреть и усовершенствовать принятые ранее меры безопасности. Задача родителей – заново обойти весь дом, изучая его потаенные и опасные места с учетом способностей и навыков, присущих ребенку в 1 год и 9 месяцев.

Чему научить малыша?

Ребенок продолжает активно подражать взрослым, но делает это уже гораздо осознаннее. Можно смело начинать приучать карапуза к самостоятельному выполнению правил личной гигиены. В его распоряжении должны быть собственные мочалка, зубная щетка, мыло и полотенце. Малыш быстрее запомнит технику и последовательность действий, ассоциируя их с конкретными личными вещами и принадлежностями.

Развивающие игры

Сортировка предметов по цвету и величине остается важной сферой, которую ребенок в 1 год и 9 месяцев понимает и осваивает. В качестве игр, ориентированных на развитие этих знаний, можно использовать следующие варианты.

Собираем пирамидку по правилам. Пришло время научить малыша подбирать кольца пирамидки в порядке убывания, тем самым знакомя его с понятием числа. Когда ребенок освоит этот замысловатый процесс, его действия будут сопровождаться счетом. В такой непринужденной форме можно провести первые практические занятия по математике.

Собираем урожай. Необходимо вырезать бумажные кружочки разного размера и цвета и, в соответствии с этими характеристиками, назвать их фруктами и ягодами. Далее следует попросить кроху рассортировать кружки по двум корзинам. В процессе игры можно обсудить с ребенком виды, свойства и пользу данных продуктов питания.

Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит объективно оценить достижения малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Воспользуйтесь для этого показателями развития для этого возраста. Спустя три недели нужно провести тест повторно. Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это значит, что пока ненужно переходить к новым, более сложным задачам.

Дети 2-го года очень индивидуальны в своих возможностях, а бережное отношение к малышу - первое условие успеха в этом нежном возрасте. Кроме того, необходимо разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии или в какой-то ошибке со стороны родителей. Как бы то ни было, ребенок не должен чувствовать себя отстающим. Идя на поводу у своего желания во чтобы-то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в раннем возрасте способствовать формированию у него заниженной самооценки «неудачника». Лучше для выяснения причин проконсультироваться со специалистами в области раннего детства. Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при этом черты поступательного развития от простого к сложному.

Социальное развитие

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2-х лет ребенок как бы «оттачивает» то, чем овладел в предыдущий микропериод. Ведущие линии развития - сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие - обогащается более сложным содержанием.

Особую значимость приобретает социальное развитие . Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого («можно», «нельзя»), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, «Зайка на улице ел снег - заболел. Этого делать нельзя». Или «Грязные руки надо вымыть», «Надо сказать: «до свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки.

К ребенку приходит понимание слова «надо», он начинает действовать по логике человеческого поступка. Поведение малыша к двум годам начинает быть управляемым с помощью слов взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно, правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви.

Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. «Я так на тебя обиделась, что не хочу с тобой водиться»,- самый «страшный» приговор взрослого. Кроха не хочет потерять дружбу с родителями - на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это качественно новый поворот в социальной практике малыша двух лет. Взаимоотношения со взрослым обогащаются, эмоционально усиливаются на основе высоких чувств, таких как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, привязанность, сострадание, желание быть рядом, действовать вместе и т.п. Социальное развитие на основе добрых чувств возникает не спонтанно, без усилий со стороны взрослых. Развитие социальных отношений между ними и маленьким ребенком зависят от их педагогической компетентности.

При этом нужно иметь в виду, что социальное развитие малыша ведет за собой и все другие линии: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, умственное и физическое развитие. Столь интенсивному вхождению в мир человеческих отношений способствует дальнейшее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции головного мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-систематическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание.

Не случайно в столь небольшой период - от 1 года 9мес. до 2 лет - у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками), оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возрастя уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается. Благодаря этим изменениям в ориентировочной сфере, поведение ребенка становится еще более выразительным повышается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном этапе ведущей.

Новые игры в 1 год 9 мес.-2 года

Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает выполнять целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку повышенной сложности (по сравнению с занятиями более раннего периода). Значительно усложняются действия соотнесения предметов по форме.

Так, например, малыш способен подобрать крышку к коробке, учитывая ее форму. Если раньше он умел закрывать коробочки прикрепленными к ним крышками, то теперь кроха сам подбирает крышки к коробочкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной).

Такие же действия он совершает и с пазлами различной величины и формы - вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Например, помещает в соответствующие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими пространство панельки. При этом двухлетний малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответствующей величины («большой» и «маленький»), а значит, выполнять задание на соотнесение предметов по величине и форме , ориентируясь одновременно на два свойства. Малыш может справиться с заданием на соотнесение предметов по цвету и величине, различая шарики красные большие и шарики красные маленькие, кубики желтые маленькие и кубики желтые большие и т.п. Такие задание выполняются с помощью игрушек «шароброс» или «занимательная коробка» с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.

Значительно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец, ориентируясь в начале на цвет, а затем – на систему величин в сочетаниях большой - поменьше - маленький или маленький - побольше-большой. Налицо явное усложнение по сравнению с предыдущим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения или увеличения их, выбирая из трех величин.

К слову сказать, это задание подводит его к пониманию числа, ведь каждое последующее число на 1 единицу больше или меньше предыдущего. Подбирая последовательный ряд колец по возрастающей величине, ребенок практически познает увеличение в системе счета. Конечно, в этом возрасте он еще не овладевает счетом как таковым, но на чувственной ориентировочной основе уже начинает познавать зависимость между величиной и количеством. Это чисто практическое познание на основе действий с игрушками. Малыш выполняет задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. Например, выбирает из общей коробки с разными игрушками только шарики или только грибочки, елочки и т.п. Затем среди этого множества предметов выделяет отдельные свойства по просьбе взрослого. Например: «Сделай пирамидку из маленьких красных колечек, а потом из маленьких зеленых и т.д. Или: «Покажи, где большие елочки (грибочки), а где маленькие елочки (грибочки)?» Если дитя не справляется, взрослый помогает, показывает, поясняет. Важно, чтобы пояснение совпадало с действием.

Малыш по-новому занимается и со сборно-разборными народными игрушками - матрешками, яичками, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.):, например, самостоятельно раскрывает матрешку, находит меньшую; с помощью взрослого вновь соединяет соответствующие части, а затем вкладывает малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок познает в этой игре объективные реалии, соотношения в системе «часть - целое» и системе «большой - малый» (малый предмет можно вложить в большой, а не наоборот). Подобные дидактические игры с предметами, помогают формировать интеллект, аналитико-синтетические связи в коре головного мозга ребенка. Через анализ и синтез, сравнения и обобщения в практическом действии дитя «учится» жить в окружающем его мире. В этом и заключается накопление «практического опыта», который значительно расширяется у ребенка к концу 2-го года жизни.

Из приведенных выше примеров видно, что на этом этапе малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в объемных (шар, куб, параллелепипед - «кирпичек», призма - «крыша»). Мало того, дитя узнает фигуры на картинках. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотей (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу - другому во вред. Но можно приобрести плакат-алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки . Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом – и согласными (м, б, п, в, и пр.), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.

Абстрактное мышление

Новым в воспитании и развитии малыша от 1года 9мес. до 2 лет можно считать не только более широкое ознакомление с окружающим, но и усвоение каких-то более обобщенных понятий, например слово «дом» как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Не случайно, в этот период дитя любит сооружать «домики» из всего, что есть под рукой: диванных подушек, больших коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово «еда» («есть»): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка - молочко, мясо; птичка - зернышки, червячков; коровка - травку; собака - косточку и т.п. Малыш усваивает, что все живые существа передвигаются, едят, смотрят, любят солнышко и т.п.

Малыш узнает не только отдельные предметы и живые существа на предметных картинках, но и с интересом рассматривает сюжетные картинки , узнает на них то, что видел в действительности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш успешно соотносит его с реальностью. Это значит, что картинка для него начинает выполнять "знаковую", т.е. символическую функцию! Картинку не следует рассматривать только как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинками - одно из действенных средств развития речи и мышления.

В 2 года малыш может не только продуктивно рассматривать достаточно детализированные изображения (картинки, иллюстрации), но и выполнять более сложные умственные действия: на подбор, группировку, классификацию изображений - по просьбе взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. Например: «Посмотри, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Правильно – варежки! Где варежки нарисованы, покажи! - Правильно!» И, далее взрослый разворачивает ход своих мыслей: «Сапожки - на ножки, чтобы они не замерзли. Шапку? - Правильно, на головку», и т.д. Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинках (рисунках, иллюстрациях) способствует развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности, и этому способствуют занятия с картинками и картинами. Нравится ли малышу заниматься с картинками?

  • Исследования показали: у ребенка к 1г. 9 мес. в занятиях с картинками возникает способность, которая делает понятным качественный скачок в их развитии. Если малыш «работает» с бедным демонстрационным материалом, если в течение длительного периода на занятиях используются одни и те же картинки, малыш демонстрирует «выход» из ситуации обучения, т.е. теряет интерес к занятиям и переключается на другие, более интересные для него виды игры.
  • Занятия с картинками могут стать развивающими только в том случае, если сохраняют для малыша элементы новизны и трудности, которую дитя преодолевает шаг за шагом;
  • Занятия с картинкам должны постепенно усложняться (от простого к сложному). Начиная с 1 года взрослый знакомит кроху в системе, ориентированной на микропериоды его роста и развития.

Аппаратура показала, что при восприятии красочной картинки или картины ребенок находится в состоянии радостного возбуждения, что сопровождается высоким вегетативным фоном (учащаются или замедляются дыхание и сердечный ритм). Малыш эмоционально переживает рассматривание красочного изображения, и взрослые должны знать об этом. Такие ситуации необходимы для его роста и развития. Вот почему развивающие занятия с игрушками и картинками полезны не только для умственного, но и физического совершенствования, здоровья малыша.

В мире прекрасного

К 2-м годам дитя начинает не только осознавать, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета . К нему приходит понимание изобразительных жанров (картины, рисунки, иллюстрации) как особой формы познания, раздвигающей рамки окружающего мира. Как это проявляется? Малыш не считает картинку игрушкой, не манипулирует ею, а именно, рассматривает. Вместе с этим у ребенка возникает интерес к книге , книжным иллюстрациям.

Дети этого возраста очень любят книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они постепенно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Однако это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к 2-м годам малыш начинает понимать сказки. Это так называемые бытовые сказки («Курочка-Ряба», «Колобок», «Теремок»), в которых персонажи действуют, как люди в быту.

Читать волшебные сказки ребенку 2-х лет не рекомендуется, потому, что в этом возрасте дети не понимают волшебных превращений, действий «понарошку», «как будто». Они воспринимают мир таким, каким видят перед собой. Ему ближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых сказках про «деда» и «бабу», Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих сказках разговаривают, одеваются в народные костюмы, поют, танцуют, и играют с крохой, потешают-веселят его, ласкают и... любят. Тепло, доброта, внимание - ребенок находит в сказке все эти эмоциональные составляющие. Вот тем-то и прекрасен мир детства, что эмоционально расцвечен, в нем присутствует вся палитра красок, все цвета радуги. Он наполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя принимает как данность.

Пора экспериментов

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!» Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это - самое настоящее социальное экспериментирование. Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие - игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша. Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства. Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце.

Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания. Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения , продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним ! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло. Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности . Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

Зеркало для взрослых

Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к себе их интерес, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задаче служат общение, занятия, игры, различные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного руководства, то малыш очень быстро набирает «высоту» в интеллектуальном и даже творческом развитии. От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен осознавать, что подражание ему, или, как говорят ученые, имитация его действий - основа социализации ребенка. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и более сложные действия с предметами (способы, техника выполнения), а также поступки, касающиеся социального выбора. В период 1 год 9 мес. - 2 года (2 года 3 мес.) в поведении ребенка можно наблюдать проявления феномена, который ученые назвали «ролью в действии». Что это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения - мамы, бабушки, няни, воспитателя, врача и т.д. Ребенка можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мама говорит по телефону и т.п. При этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его видит, т.е. социализируется по его образу и подобию. Если, в начале 2-го года у малыша не было устойчивых привычек, а черты характера еще вырисовывались слишком слабо или вообще отсутствовали, то к концу 2-го года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в своем поведении, каким содержанием будет наполнена его жизнь в плане подражания. Детское «Я» обретает конкретное воплощение не только в собственной индивидуальности, но, прежде всего, в этом содержании.

Слово за слово

Развитие речи остается по-прежнему одной из ведущих линий воспитания малыша. К 2-м годам активный словарь малютки возрастает в 10 раз по сравнению с 1 годом 6 месяцами. При общении с малышом нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, о чем его просят или спрашивают. Развитию речевой активности способствуют вопросы «что это?», «где то-то?», «где такой же?», «как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)?», «куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?» и т.п. Их следует сочетать с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.

Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша: за мишку нужно говорить более низким голосом, а за мышку – высоким, менять силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий персонажей. Например, «Курочка пошла за водичкой - цыплятки пить хотят». Или: «Куда Кисанька-Мурысенька поехала? - На меленку! - Зачем? - За мукой! - Что она хочет? – Правильно! Прянички напечь".

Такой прием - использование вопросов и ответов за ребенка - необходим, если малыш затрудняется. Он оживляет занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из «трудного положения». Новое в развитии речи ребенка от 1 г. 9мес. до 2лет - умение строить предложение из 2-3 слов. Однако последнее удается не каждому малышу, потому что речевые возможности детей очень индивидуальны.

Взрослые должны давать правильные образцы краткого построения фразы («машина едет», «кошка ходит», «собака бежит» и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед глазами крохи. После этого нужно спрашивать ребенка о предмете наблюдения или о том, что делает тот или иной живой объект. Поощрять его попытки повторить за взрослым.

Мини-программа четвертого триместра Задачи воспитания

Осуществлять воспитание по ведущим линиям, соответствующим микропериоду от 1 года 9 месяцев – 2 лет.

Способствовать психофизическому развитию и эмоциональному благополучию ребенка.

Обеспечить ребенку:

1. развивающее общение со взрослыми;

2. предметно-развивающую среду: достаточный для предметно-игрового информационного "поля" подбор детской мебели, игрушек, картинок, иллюстраций, книг, пособий и пр.;

3. развивающие виды детской деятельности (игры, игры-занятия, наблюдения и пр.)

Продолжать социальное развитие, формируя доверие к окружающему миру.

Формировать ценностные ориентации ребенка в системе "человек и его взаимоотношения с обществом".

Закладывать первые привычки, способствующие развитию личности малыша и формированию черт его характера.

Развивать интеллект ребенка, постепенно раскрывая причинно-следственные связи в социальном окружении.

1.Расширять практику общения не только с домашними, знакомыми, но и с незнакомыми взрослыми и детьми.

2.Показывать ребенку пример доброжелательного отношения к людям: выражать симпатию, оказывать доверие, проявлять доброжелательность, сочувствие, готовность прийти на помощь и т.п. Использовать естественные (не игровые!) ситуации жизни.

3. Формировать отношение к своему поступку как действию, давая оценки: "хорошо", "плохо" или "так нельзя делать", "молодец -- это хорошо!"

4. Постепенно использовать ситуации, где требуется некоторая самоорганизация, вводя термин "нужно". Например, "нужно мыть руки", "нужно попросить маму", "нужно сказать спасибо!".

5. Формировать начальную культуру поведения, знакомя малыша с социальными нормами: при встрече принято здороваться, при расставании – прощаться, получив что-либо, выражать благодарность и т.д. (Помаши ручкой, скажи "до свидания!", скажи "спасибо!").

6. Воспитывать социальное поведение ребенка в общении с детьми: учить вначале играть "рядом", а к концу второго года "вместе".

7. Воспитывать послушание взрослым на основе любви и интересе к ним, потребности в познавательном общении.

8. Расширять понимание эмоциональных состояний человека в зависимости от причины их возникновения: например, "девочка плачет, потому что ее мяч попал в воду", "мальчик смеется, потому что ему подарили мишку" и т.п.

Формировать речь как средство общения, мышления, познания.

Продолжать развивать речевую практику ребенка: понимание и активное употребление (произношение слов и фраз).

Понимание речи

Расширять понятийный аппарат речи. Вводить новые слова, которые обозначают предметы, относящиеся к различным видам деятельности человека, а также действия с этими предметами.

Бытовая деятельность: предметы для повседневного использования, для уборки в доме (тарелки, чашки, предметы одежды, мебели и др.).

Трудовая деятельность: огородный инвентарь (например, лейка, лопатка) и др.

Игровая деятельность: мяч, игрушки, картинки "лото" и др.

Художественная деятельность: фломастеры, краски, пластилин и др.

Активная речь

1. Развивать речь ребенка, давая правильный образец произношения слов и построения фразы из 2--3 слов (простые предложения).

2. Переводить сенсорную информацию в речевой план, давая образец хода мысли. Например, "Идет дождь -- сыро, надеваем сапожки".

3. Побуждать ребенка к диалогу со взрослыми, используя все доступные для него речевые и неречевые средства коммуникации (возгласы, вокализации, лепетные слова, «автономную речь», а так же жесты и мимику.).

4. Постепенно расширять активный словарь, вводя общеупотребительную лексику, вытесняя облегченные слова (лепетные), например, вместо "га-га" -- слово «уточка», вместо "кука" -- «петушок», и т.п..

5. Активизировать разговорную речь ребенка, даже если она не развита или отсутствует. Взрослый как бы отвечает за него, давая речевой образец построения фразы, побуждая ответить любыми доступными средствами.

6. Широко использовать малые фольклорные жанры для детей (потешки, песни, сказки и т.п.);

Расширять знания о социальном и природном окружающем мире

Продолжать воспитывать добрые чувства ко всему живому при ознакомлении с окружающим.

Давать простейшие знания о живой и неживой природе (дождь, снег, камешки, песок и т.п.). Формировать на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе ориентировку в окружающем и развитие речи.

Знакомство с окружающим

1. Учить понимать и выражать словом свои физические состояния: "устал", "замерз", "проголодался" и т.п.

2. Учить понимать, по аналогии с собственными ощущениями, физическое состояние близких: "мама устала -- иди ножками", "бабушка -- заболела -- не шуми" и т.п.

3. Формировать доброе отношение к животным, расширяя круг знакомых ребенку зверей (коровка, лошадка, козочка, свинка и т.п.).

4. Воспитывать трепетное отношение к растительному миру, используя фольклор и прием олицетворения. Например, "цветочки улыбаются", "березки машут тебе веточками", "цветики-колокольчики звенят", "грибки прячутся" и т.п. Их нельзя "обижать", рвать и бросать, оставлять без воды и т.п.

5. Воспитывать культуру поведения, давая образец бережного отношения к окружающей среде.

Осуществлять начало экологического воспитания.

Развивать интеллект ребенка.

Раскрывать доступные для ребенка физические зависимости, объективные причинно-следственные отношения между предметами (величина, форма, положение в пространстве и пр.)

Вводить в процесс обучения наглядные средства: картины, картинки, иллюстрации, книги.

Развивать ориентировочно-исследовательское поведение при действиях с предметами, дидактическими игрушками и ознакомлении с окружающим.

1. Развивать наглядно-действенное мышление в занятиях с дидактическими игрушками (задания на выбор, группировку и сортировку предметов по каким-либо выделенным признакам).

2. Воспитывать интерес к книге.

Формировать бережное отношение к ней. Создать для ребенка его первую библиотеку. К двум годам познакомить малыша с первыми сказками ("Курочка-Ряба", "Колобок", "Теремок").

3. Широко использовать наборы наглядных пособий в картинках для познавательного развития и речевой практики.

4. Проводить показы с образными игрушками, разыгрывая сценки с куклами, обогащая сюжеты более развернутым содержанием. Показывать цепь действий (3-4 действия), обращая внимание малыша на причинно-следственные зависимости и результат игровых коллизий.

5. Направлять в полезное русло, взяв под контроль, практическое экспериментирование с бытовыми предметами, сюжетными и дидактическими игрушками.

Способствовать дальнейшему развитию сюжетно-отобразительной игры ребенка.

Постоянно ориентироваться на "зону ближайшего развития" ребенка, обогащая его новыми впечатлениями.

Эмоционально обогащать жизнь малыша, наполняя его познавательное развитие и игру более развернутым содержанием.

Продолжать знакомить с действиями, закрепленными общественно-исторической практикой (например, ложкой едят, расческой причесываются, иголкой шьют, лопатой копают и т.п.).

1. Принимать активное участие в играх-занятиях ребенка в качестве партнера, давая образец незнакомых действий с предметами или вводя новые игровые сюжеты.

2. Проводить занимательные показы с сюжетными игрушками, обогащая их фольклором, разыгрывая перед ребенком знакомые потешки, песенки, сказки (например, "Пошел котик на Торжок", "Петушок-Петушок", "Вот и люди спят" и др.).

3. Развивать речь ребенка, используя его интерес ("эмоциональный всплеск") в игре и показах с игрушками.

4.Ввести игры конструктивного характера с кубиками и наборами "Лего", используя игрушки-конструкторы и природные материалы (шишки, сучки, желуди и пр.).

5.Способствовать дальнейшему развитию функциональных действий с предметами и предметами-орудиями – совочком, сачком, "удочкой" и другими предметами, которые малыш может использовать для выполнения какие-либо практического задания. Например, выловить сачком из воды игрушки или наполнить совком формочку и т.п.

Показывать действия, закрепленные общественно-исторической практикой, называть предмет и действие с ним.

6.Специально выделять "пальчиковые" игры и игры с пособиями для развития мелкой моторики пальцев рук (шнуровка, кнопочные и пуговичные пособия и др.).

Способствовать физическому здоровью и развитию ребенка.

Cсовершенствовать основные движения: ходьбу, ползание, лазание, катание, бросание мяча.

Подводить ребенка к овладению бегом

1. Продолжать развивать все виды ходьбы:

а). ходьба в разных направлениях;

б). ходьба в разном темпе.

2. Учить удерживать равновесие

а). при ходьбе по доске, лежащей на полу;

б). поднимаясь по наклонной доске и сходя с нее;

в). входя и сходя с опоры (высотой 12--15 см.).

3. Практиковать убыстренную ходьбу (семенящий шаг);

4. Учить перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом;

5. Тренировать ребенка в самостоятельном подъеме и спуске по лестнице детской горки;

6. Предлагать подвижные игры, игры с мячом;

7. Регулярно проводить занятия гимнастикой, включая общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.

Развивать посильную самостоятельность ребенка в бытовых действиях (например, прием приищи, мытье рук, "частичное" одевание и раздевание).

Формировать навыки в быту:

1. Учить аккуратно вести себя за столом, использовать по назначению предметы посуды и сервиса (салфетки, предметы для украшения стола и т.п.);

2. Учить последовательно раздеваться и одеваться (с помощью взрослого) и складывать предметы одежды;

3. Продолжать воспитывать опрятность при пользовании туалетом (сообщать о надобности, пользоваться горшком);

4. Воспитывать потребность в чистоте рук, лица, одежды и др.;

5. Учить пользоваться носовым платком;

6. После двух лет -- знать свои индивидуальные принадлежности (полотенце, расческа, стаканчик для полоскания рта);

7. Поощрять проявление самостоятельности и всячески способствовать ее развитию.