Сказки для детей на любой возраст. Сказки для детей на любой возраст Почему полезно читать сказки

Сегодня родителей, которые читают своим детям сказки перед сном, становится все меньше. Большинство из нас предпочитают включить ребенку «мультик» и спокойно заняться своими делами. А как же интеллектуальное и духовное общение? Психологи утверждают, что сказки, которые родители читают своим детям перед сном, не только развивают у ребенка воображение, расширяют кругозор, но и духовно его обогащают. Кроме всего прочего, вечерний ритуал чтения сказок, сближает родителей с детьми, позволяя им полноценно общаться.

В дневной круговерти современным родителям постоянно некогда. Некогда – подробно и доступно ответить на заданный ребенком вопрос. Некогда – выслушать малыша, разделить его волнения и переживания. Некогда — поговорить по душам. Вечернее чтение сказок – это великолепная возможность побыть с ребенком наедине, полностью сфокусироваться на его мироощущении. Сказка – это идеальный помощник в формировании у ребенка высоких нравственных идеалов. Сказки – непросто незамысловатые истории, это – универсальные, развивающие программы, помогающие нашим детям освоиться в этом мире. Недаром в психологии есть направление, которое так и называется « ».

Банальное чтение сказок перед сном может помочь избавиться вашему ребенку от навязчивых страхов, найти решение детских проблем, подготовиться к непростой взрослой жизни. Чтение сказок на ночь позволяет родителям лучше узнать своего ребенка. Даже самый непослушный малыш готов воспринимать любую информацию в «волшебной обертке». Сказка является максимально эффективным методом коррекции поведения ребенка. Совместное чтение способствует налаживанию эмоционального контакта между родителем и ребенком. Как утверждают ученые, дети, после прочтения сказки, быстрее засыпают и спят безмятежно. Их психика более устойчива, их эмоциональный интеллект выше, а память лучше.

В начале статьи мы хотели напомнить родителям о бесценной пользе сказок. Надеемся, что у нас это получилось. В этой статье мы хотим предложить вниманию родителей список литературы для детей двух, трех лет. Мы понимаем, что далеко не каждая сказка из нашего списка может понравиться вам и вашему ребенку. Поэтому, безусловно, выбор остается за родителями. Именно они будут решать, какие произведения читать перед сном своему малышу. И, конечно же, мы составили отдельный список русских-народных сказок.

Сказки и истории для чтения перед сном для детей 2-3 лет - список

В современном обществе, как никогда, возросло значение русских-народных сказок. «Новомодные» авторы очень часто пишут сказки, которые выполняют исключительно развлекательные функции. В результате чего, значение сказки в нравственном и духовном воспитании детей теряет свою актуальность.

Некоторым родителям ошибочно кажется, что все сказки одинаковы. Но это далеко не так. Именно народная русская сказка передает мудрость многих поколений и открывает перед родителями поистине безграничные педагогические возможности.

Основные преимущества русских-народных сказок:

  • Захватывающий сюжет и глубина идей.
  • Высокая воспитательная направленность.
  • Напевный, поэтический язык.
  • Часто-повторяющие определения, которые легко заучивают дети.
  • Особая динамичность повествования.
  • Тексты отличается образностью и выразительностью.
  • Народные сказки доступны и понятны для самых маленьких слушателей.
  • Русская сказка в полной мере раскрывает философию, этику и эстетику нашего народа.

Русский фольклор учит детей:

  • Послушанию.
  • Милосердию и толерантности.
  • Дружелюбию.
  • Общительности.
  • Доброте.
  • Усердию.
  • Бескорыстию.
  • Трудолюбию.

Например, сказка «Теремок» знакомит малышей с понятием «дружба». Сказка «Гуси-лебеди» учит любви, послушанию и ответственности.

Список русских-народных сказок, песенок и потешек для детей 2-3 лет:

  • Репка.
  • Царевна-лягушка.
  • Кот, петух и лиса.
  • Пузырь, соломинка и лапоть.
  • Заюшкина избушка.
  • Как коза избушку построила.
  • Благородный медведь.
  • Болтливая птичка.
  • Горшочек каши.
  • Заяц-хваста.

Русские народные потешки:

  • Ладушки, ладушки.
  • Мишка косолапый.
  • Сорока-белобока.
  • Рано-рано поутру.
  • Каравай.
  • Водичка-водичка.
  • Малышам в возрасте двух лет детские психологи рекомендуют читать на ночь простые сказки, главными героями которых являются животные. Для вечернего чтения прекрасно подойдут сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
  • Детские психологи настаивают, чтобы сказки и потешки звучали для детей в народном варианте. Именно эти три сказки рекомендуют к обязательному прочтению в этом возрасте сказкотерапевты.
  • Вовсе не обязательно стараться прочитать сказку за один вечер. Можно растянуть ее чтение на несколько дней. В этом случае двухлетний малыш с нетерпением будет ждать продолжения истории. Извечная проблема укладывания малыша в постель отпадет сама собой.
  • Во время чтения следует делать паузы, выделять голосом определенные фразы, просить ребенка повторить слова и предложения. Специалисты утверждают, что в два года детишки уже могут внимательно следить за повествованием и улавливать суть сказки.

В три года настольными книгами малыша должны стать не только русские-народные сказки, но и занимательные история, написанные русскими классиками и современными авторами . Например: «Гуси-лебеди», «Маша и медведи», «Сказки о глупом и умном мышонке» С. Маршака, «Бабушкин огород» и «Яблоко» В. Сутеева, «Сказка про кроватку» Татьяны Холкиной, «Про Катюшкину Капризку» Ольги Быковой. Сказки должны быть написаны простым и понятным языком, повествование должно быть легким для восприятия, а концовка сказки позитивной. В три года с детьми уже можно и нужно обсуждать прочитанное, интересоваться их мнением по поводу поведения того или иного сказочного героя.

Одну и ту же сказку можно (а, по мнению, некоторых специалистов – нужно) читать несколько раз. То есть желательно, чтобы ребенок запомнил сюжет и мог сам его пересказать.

Список сказок для трехлетних малышей:

  • Бременские музыканты.
  • Красная шапочка.
  • Белоснежка и семь гномов.
  • Сказка о Василисе Прекрасной.
  • Два жадных медвежонка.
  • Три поросенка.
  • Три медведя.

Сказкотерапевты рекомендуют родителям маленьких детей, которые капризничают перед сном и плохо засыпают, взять на вооружение сказки-засыпалочки. Это короткие сказочные истории, настраивающие детей на сон. Например: «Сказка про оленя, который не мог заснуть», сказка А. Прокофьева « Заячья лапка», сказка Ириса Ревью « Как Тиша сон искал», «Колыбельная сказка» В. Постникова.

Многие родители перед сном предпочитают маленьким детям петь колыбельную. К сожалению, далеко не у всех мам и пап это получается безупречно. Колыбельные песни прекрасно можно заменить чтением рифмованных сказок.

Список рифмованных колыбельных сказок для самых маленьких:

  • Колыбельная сказка про воробья.
  • Сказка с нами спать ложится.
  • Как солнышко искали. Шамонин-Версенев В.
  • С неба звездочка упала. Т. Коваль.

Лучшими сказками перед сном для детей считаются рифмованные произведения К. Чуковского, С. Михалкова, Э. Успенского, С. Маршака. Издательство АСТ выпустило книгу «Лучшие сказки на ночь», в которую вошли произведения всех этих авторов.

С какого возраста нужно начинать читать детям сказки?

Сказкотерапевты считают, что читать детские потешки и короткие сказки нужно ребенку с самого рождения. Конечно, малыш вряд ли поймет их смысл, но он точно будет радоваться, слыша ласковый голос мамы. В годик детишки с большим интересом рассматривают яркие сказочные картинки и уже могут самостоятельно держать книгу в ручках. В два года малыши внимательно слушают текст и реагируют на голосовые интонации. Они пытаются понять сюжет сказочной истории. В три года уже сложно найти более благодарных слушателей.

Какие истории не стоит читать ребенку перед сном – советы

Безусловно, перед сном ребенку не следует читать «страшных» сказок. Психика ребенка слишком мобильна. А воображение настолько богато, что малыши могут воочию увидеть Кощея бессмертного, злую ведьму или Бабу Ягу.

Сновидения маленьких детей во многом зависят от той информации, которую они получают перед тем, как заснуть. Поэтому сюжеты сказок должны быть добрыми и, конечно же, заканчиваться хорошо. Сказки должны убаюкивать ребенка, поэтому читать их нужно тихим, спокойным голосом.

Сказки для наших маленьких детишек являются своеобразной «энциклопедией» жизни, по которой они усваивают разные модели поведения, начинают понимать «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». И чем взрослее становится ребенок, тем больше знаний он черпает из книг, тем шире становится его словарный запас. Он узнает новые слова, сравнивает поведение и поступки сказочных героев, учится думать и рассуждать. Недаром еще А.С. Пушкин говорил, что чтение – лучшее учение!

    1 Сказка о грустном зайчонке - Малышев М.И.


    Повстречались как-то в лесу Белочка и Зайчонок. — Отчего ты такой невеселый? - спрашивает Белочка у Зайчонка. - Кругом такая красота - лето, цветы, а ты, неизвестно почему, грустишь. Может, что-то…

    2 Подарок тролля - Валенберг А.


    Сказка про пятилетнего крестьянского мальчика Улле, родители которого целый день работали в поле, а его запирали дома. Они предупреждали сына, что может прийти злой тролль и украсть его. Подарок тролля читать Жили-были…

    3 Бутылочная почта для папы - Ширнек Х.


    Сказка про девочку Ханну, у которой отец — исследователь морей и океанов. Ханна пишет письма отцу, в которых рассказывает о своей жизни. Семья Ханны необычная: и профессия отца, и работа мамы —…

    4 Самый лучший подарок - Малышев М.И.


    Жил на одном дворе Козлик. Козлик как козлик - прыткий, резвый, с маленькими рожками и копытцами. Но этот Козлик был очень любопытный. Он не мог равнодушно пройти мимо репейника, не попытавшись узнать,…

    5 Кожаный мешок - Валенберг А.


    Сказка про бедного крестьянина Никласа, которому из-за засухи нечем было кормить свою семью. Однажды в лесу он увидел, как тролль откапывает кожаный мешок с волшебными зернами, урожай из которых вырастает на глазах.…

    6 До чего же люди трусливы - Бергман Я.


    Сказка про семилетнюю девочку Анне-Лису, которой нельзя было ходить в большой сад, так как туда мог зайти злой медведь. Однажды, когда родителей не было дома, Анне-Лиса пошла в сад за яблоком и…

    7 Приключения Чиполлино - Родари Д.

    Сказка про смышленого мальчика из многодетной семьи бедных луковок. Однажды его отец случайно наступил на ногу принцу Лимону, который проходил мимо их дома. За это отца бросили в тюрьму, и Чиполлино решил…

    8 Лекарь-самоучка - Малышев М.И.


    Нашел Заяц в лесу пузырек, прочитал по слогам на этикетке: «Кас-тор-ка» и обрадовался: «Стану лекарем». Весть о том, что у Зайца есть лекарство, разнеслась по всему лесу. И побежали, полетели к Зайцу…

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и приключения, с участием вымышленных персонажей. В современном русском языке понятие слова «сказка» приобрело свое значение с 17 века. До того момента в этом значение предположительно применялось слово «басня ».

Одной из основных особенностью сказки является то, что в её основе всегда находится придуманная история, со счастливым концом, где добро побеждает зло. В рассказах заложен определенный намек, который дает возможность ребенку учиться распознавать добро и зло, постигать жизнь на наглядных примерах.

Детские сказки читать онлайн

Чтение сказок — один из основных и важных этапов на пути вашего ребенка в жизнь. Разнообразные истории дают понять, что мир вокруг нас достаточно противоречив и не предсказуем. Слушая рассказы о приключениях главных героях, дети учатся ценить любовь, честность, дружбу и доброту.

Читать сказки полезно не только детям. Повзрослев, мы забываем, что в конце всегда добро побеждает зло, что все невзгоды нипочем, а прекрасная принцесса ждет своего принца на белом коне. Подарить чуточку хорошего настроения и окунутся в сказочный мир достаточно просто!

Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.

В этой статье вы найдете список книг для детей 1-2 лет. Эти книги помогут вам интересно и с пользой провести время вместе.

Прежде всего, хочу заметить, что большинство книг из предыдущей подборки (от 0 до 1 года) актуальны и в возрасте до 2 лет. Детям по-прежнему интересны сказки с многократными повторениями (такие как Репка и Теремок ), они с удовольствием слушают Барто и другие простые стихотворения.

Итак, вот что вы можете добавить в вашу библиотеку после 1 года:

  • Стихотворения

Читайте ребенку стихотворения как можно чаще уже сейчас, и когда он начнет говорить первые слова и предложения, он поразит вас своим знанием всех тех стихов, которые вы ему когда-то читали.

Когда в активном словаре ребенка появится уже некоторое количество слов (пусть даже упрощенных), предлагайте ему завершать начатые вами строки. Т.е. прочитав строчку, оставляйте одно слова для малыша «Наша Таня громко …» Позже можете предлагать вашему маленькому слушателю досказать 2-3 слова или даже целую строчку. В итоге, вы не заметите, как ребенок сам начнет рассказывать вам четверостишья.

Наша дочь начала удивлять нас своими первыми четверостишьями незадолго до того, как ей исполнилось 2 года. По заказу она, конечно, их не рассказывала, а только когда ей самой этого хотелось. Ну и естественно многие слова в стихе она упрощала, произнося их на своем «тарабарском»:)

  • С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых. Из всех сборников Маршака этот, на мой взгляд, самый достойный – отличная подборка произведений и иллюстрации в целом хорошие (если вас не смущает верблюд в узбекском халате и другие животные в одежде ).

Есть только один очень существенный недостаток — в сборнике нет « Усатого-полосатого». Не представляю себе творчество Маршака без этого произведения и поэтому недоумеваю, как издательство могло про него «забыть » . «Усатого-полосатого » можно купить отдельно или найти в других сборниках .

  • А. Барто «Игрушки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Барто - классика на все времена. Эти стихотворения понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются.

  • Е. Карганова «И громко, и на ушко» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Екатерина Карганова – еще одна замечательная советская детская поэтесса. На мой взгляд, ее произведения (во всяком случае, в этом сборнике) чем-то напоминают Барто.

В этой доброй, светлой книжке собраны самые простые, самые «малышковые» стишки. А иллюстрации приятные, ненавязчивые.

  • «Сюзон и мотылек. Французские народные песенки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


И снова короткие забавные стишки. Да еще и в иллюстрациях Конашевича – идеальное сочетание. Эту книжку хочется перечитывать снова и снова, у нас она долго была в числе любимых.

  • А. Орлова «Яблочки-пятки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Об этом сборнике упоминалось ранее .

  • Джулия Дональдсон «Хочу к маме» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вообще произведения Дональдсон, на мой взгляд, хорошо подходят для детей после двух лет, но эта – исключение. Тема здесь уж очень понятная даже для самых маленьких – обезьянка потеряла маму и пытается ее найти. История (которая, кстати, в стихах) очень душевная и совсем не грустная. Надо видеть какое у моей дочери каждый раз счастливое лицо, когда на последней странице обезьянка таки находит маму.

Книжка хорошо подходит для чтения с 1,5 лет.

  • Джек Тикл «Очень ленивый лев» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Изюминка этой книги заключается в объемных и к тому же двигающихся иллюстрациях. Открывая и прикрывая страницы, вместе с малышом вы будете наблюдать, как бегемот открывает и закрывает рот, муравьед ест муравьев и т.д. В общем новые впечатления гарантированы как для ребенка, так и для родителей:) Сами стихотворения в книге довольно складные, несмотря на то, что переведенные.

  • Сборники стихотворений и сказок

Большие сборники стихотворений разных авторов тоже не стоит обходить вниманием. Если издательство готовило сборник с душой, то в нем обычно собирается самое лучшее из творчества разных поэтов, в том числе не столь популярных, но не менее талантливых. Мы, например, в 1-2 года активно читали вот такой сборник от издательства АСТ:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В нем можно найти одни из самых известных творений Михалкова, Маршака, Чуковского, Токмаковой, Успенского, Машковской и т.д. В общем, полный набор. Иллюстрации тоже очень хорошие, рисованные, не компьютерные, многие знакомы мне по моим детским книжкам. Не нравится здесь, пожалуй, только аляпистая рамка по краям страниц, непонятно зачем добавленная издательством, но очень скоро на нее перестаешь обращать внимание

Вот пример еще одного отличного сборника стихотворений с похожим названием – 100 стихов малышам (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


Еще один великолепный сборник, который я тоже горячо рекомендую. Начиная с 1,5 лет и довольно долгое время у нашей дочки эта книга была настоящим хитом. В книжке очень добрые, понятные для 1-2 летнего ребенка небольшие стихи и сказки. Все они хорошо знакомы нам с вами с детства. Здесь и «Багаж» Маршака, и «Про девочку, которая плохо кушала» Михалкова, и «Кто сказал «Мяу»» Сутеева. И еще много-много всего. Правда, стоит заметить, если вы уже купили сборник Маршака, о котором упоминалось выше, то некоторые произведения здесь будут повторяться.



Сейчас в продаже появился еще один замечательный сборник, объединенный иллюстрациями Сутеева – «Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Многое здесь пересекается с «Большой книгой сказок и стихов», плюс добавлено немного Чуковского, немного Остера, Пляцковского и др, всего 500 страниц! Раньше мне не попадалась такая изумительная подборка в одном месте, большинство из этих произведений я покупала по отдельности.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Чуковский – неизживаемая классика. Подробнее об этом сборнике я уже писала .

  • «Книга-мечта о том самом зайке для тех, кому от 1 до 3 » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

«Книга-мечта» – это одна из тех книг, которые становятся у малышей любимыми. На ее страницах зайка оказывается в очень близких и понятных для ребенка ситуациях: провожает папу на работу, кушает, едет в гости к бабушке, болеет, идет в садик, и т.п. На примере зайки малышу легко объясняется, почему нельзя убегать далеко от родителей, почему, когда болеешь, обязательно нужно пить лекарство и т.д. Зайка становится настоящим другом, еще бы, ведь его жизнь так знакома ребенку. Малыш непроизвольно строит аналогии со своей жизнью, что вдобавок ко всему, способствует развитию ассоциативного мышления.

Еще одно достоинство книги: в тексте даны хорошие подсказки для родителей о том, какие вопросы можно задать ребенку во время прочтения.

Вторая часть книги состоит из не очень удачных, на мой взгляд, потешек и коротких обучающих историй на темы один-много, широкий-узкий, взрослый-ребенок и т.п. Я ни в коем случае не против изучения этих понятий, просто, как показал наш опыт, изучать их по этим рассказам малышу скучно. Поэтому, возможно, целесообразно ограничиться только первой частью книги, ее можно приобрести в виде двух небольших книг «Про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ), «Еще про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Рекомендованный возраст книги от 2 лет, но, как показывает практика, истории про Таню и Ваню (раздел «Времена года ») для малыша интересны и вполне понятны и раньше. Моя дочка Таисия, например, «влюбилась» в Таню и Ваню примерно с 1 года 9 месяцев. Благодаря их приключениям особенности времен года стали для нее более понятны.

Остальная часть книги не менее интересна.

Для удобства все истории про зайку, про Таню и Ваню, Митю и Аню можно купить в полном сборнике - Великая книга о Зайке (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книжку про гусеницу можно не только читать, с ней можно еще и играть! На большинстве страниц проделаны дырочки – гусеница «прогрызла» все вкусненькое, что попалось ей на пути. Деткам очень нравится исследовать эти дырочки, засовывать в них пальчики. Можно даже вместе с малышом проталкивать в эти дырочки шнурочек, получается, как будто гусеница действительно ползет.

Книга также помогает в освоении счета, дней недели. Иллюстрации немного непривычные, но они замечательные! Текста тоже немного, он добрый и понятный.

  • Маргарет Уайз Браун «Баю-баюшки луна» (Ozon , Лабиринт , Read )

Это немного необычная книга, здесь из страницы в страницу изображается одна и та же комната, но с изменением деталей. Текст стихотворения привлекает внимание ребенка то к одним, то к другим деталям. Малыш будет с удовольствием их отыскивать. Иллюстрации подробные, есть что поразглядывать. Текст очень умиротворяющий, идеальная книга для чтения перед сном.

  • Книги с клапанами

Книги с клапанами – еще один ваш помощник в малыша. Эти книги-игрушки полны сюрпризов, здесь за дверцами, грибочками, листочками попряталась разные зверушки, и чтобы найти их, малышу нужно будет самостоятельно отогнуть листочек-клапан. Как правило, дети очень любят подобные сюрпризы, поэтому книги с клапанами приводят их в полный восторг. Приведу в пример несколько подобных творений:

  • «Муми-тролли. Веселые прятки » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книга по своей задумке неплохая, но иллюстрации и имена троллей несколько отпугивают. Однако дети народ своеобразный и то, что кажется странным для нас, часто у них является фаворитом. Так и случилось у нас с этой книгой. Был период, когда мы читали ее каждый день по несколько раз. Непонятные имена муми-троллей мы дочке не называли, а просто величали всех троллей бегемотиками: мама-бегемотик, дедушка-бегемотик.

  • «?» (Ozon , My-shop )

Эту книгу хочется выделить отдельно, т.к. она несет еще и образовательный характер – знакомит с понятиями большой, маленький, высокий, длинный. А также в ней просто невероятные клапаны – размер слона превышает размер закрытой книги в 4 раза!:) Текста, конечно, здесь совсем мало, весь акцент на картинках. Книга однозначно будет в числе любимых!

Есть еще другие интересные книги с клапанами:

    «Где живет птичка? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    Иан Уайброу «Сонный мишка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    «Тук-тук! Кто там? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ю. Кумыков «Новогодняя история» (Лабиринт , My-shop , Read )

Еще одна книжка-игрушка. Здесь у малыша есть возможность осваивать навыки шнурования. Малышу предлагается «пришнуровать» варежку к ладошке девочки и выполнить другие интересные задания, например, завязать мешок Деду Морозу. Не все, конечно, получится у малыша до 2 лет, но кое-что с маминой помощью сделать можно, а остальное пригодится на потом. К тому же тут очень милое, доброе и понятное стихотворение.

А. Н. Толстой «Ёж»

Телёнок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:

— Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.

Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?

Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?

Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?

Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе

верёвками крутит,

Зубы острые в самое

сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей,

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Вопросы для обсуждения с детьми

Что нашла Муха-Цокотуха?

Кто приходил к Мухе-Цокотухе в гости? Какие ей дарили подарки?

Кто решил погубить Муху-Цокотуху?

Помогли ли гости имениннице Мухе? Что они сделали? Хорошо ли они поступили?

Кто спас Муху-Цокотуху от паука-злодея?

Скажи, какой Комар: маленький или большой, смелый или трусливый?

Почему маленький Комарик сумел победить страшного Паука?

Что сказал Комарик, когда спас Муху? Давай скажем вместе:

«Я злодея...

И теперь...

На тебе...»

Чем закончилась сказка? Кто тебе в ней понравился?

Сказка «Так и не так»

— Боба, — сказала Мура, — нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.

— Кошку и мышку? — сказал Боба. — Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.

— Ах, какой ты, Боба, смешной, — сказала Мура. — Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.

— Неужели я ошибся? — сказал Боба. И нарисовал вот такую картинку:

— Теперь хорошо, — сказала Мура. — Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.

— Ладно, — сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:

Мура засмеялась и сказала: — Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?

— Верно, верно, — сказал Боба. — Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!

И нарисовал вот такую картинку:

— Видишь, — сказала Мура, — какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.

— Ладно, — сказал Боба. — Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!

— Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?

— Ай-ай-ай! — вскричал Боба. — Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!

И он нарисовал вот такую картинку:

— Прекрасная картинка! — воскликнула Мура. — Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

— С удовольствием! — сказал Боба. — Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!

Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:

— Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!

Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.

— Теперь напоследок, — сказала она, — нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.

— Это я могу! — сказал Боба. — Нарисую тебе и лошадку, и Митю.

Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

— Фу, Боба! — закричала Мура. — Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?

— В самом деле! — сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.

Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку, и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку, и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать:

Вопросы для обсуждения с детьми

Что делали Мура и Боба?

Как Боба нарисовал кошку и мышку? Почему это не понравилось Муре?

Какую ещё картинку нарисовал Боба? Почему смеялась Мура?

Что ещё перепутал рассеянный Митя?

А ты сможешь нарисовать лошадку и мальчика Митю, как это сделала Мура?

С. Прокофьева «Сказка про ленивые ручки и ножки»

В маленьком доме возле леса жила девочка Катя со своей бабушкой.

Может, она была и неплохая девочка, но такая ленивая, что и слов не подберёшь.

В соседнем домике жил мальчик Серёжа со своей овчаркой по имени Фонарик. Так овчарку назвали, потому что в темноте у неё глаза светились, как зелёные фонарики.

Катя и Серёжа дружили и часто играли вместе на опушке леса. И Фонарик с ними.

Однажды утром Катя и её бабушка собрались пить чай. Смотрит бабушка, а воды в ведре совсем не осталось.

— Катенька, милая, сходи на колодец, принеси ведёрко воды, — попросила бабушка.

— Я бы принесла, — ответила Катя. — Только вот мои ножки к колодцу идти не хотят.

— А разве ты не хозяйка своих ножек? — удивилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих ножек, — покачала головой Катя. — Они меня не слушаются. Мои ножки куда хотят, туда и бегут.

Огорчилась бабушка, да делать нечего, взяла ведро и сама пошла на колодец.

Вот попили чаю с вареньем Катя и бабушка.

— Катенька, помой, пожалуйста, чашки. А я отдохну, прилягу ненадолго, — сказала бабушка.

Неохота Кате чашки мыть.

— Я бы помыла чашки, — говорит Катя, — только вот мои ручки не хотят их мыть.

— А разве ты не хозяйка своих рук? — ещё больше огорчилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих рук, — ответила Катя. — Мои ручки что хотят, то и делают. Они меня не слушаются.

Вдруг Катя как вскочит со стула и прыг-прыг — побежала к двери. А потом скок-скок — поскакала по ступенькам крыльца, и дальше вдоль всего посёлка.

Вышел на крылечко Серёжа со своей собакой Фонариком. Смотрит — Катя бежит мимо сада тёти Гали, — хвать и сорвала самое красное яблоко.

— Ручки, мои ручки, что вы делаете? — заплакала Катя. — Я не хочу чужие яблоки воровать! Это плохо.

Заблудилась Катя, не знает, куда ей идти.

Села Катя на пенёк и заплакала.

Вдруг видит в темноте два зелёных глаза.

— Ой, волк идёт! — закричала Катя.

— Это глаза у Фонарика светятся, мы тебя нашли! — засмеялся Серёжа.

Бабушка обнимает, целует Катю.

— Бабушка, миленькая, — сказала Катя, — я завтра сама на колодец за водой схожу и чашки помою. И вы, тётя Галя, меня простите. Как созреют ваши яблоки, я вам помогу их в корзины собрать. Я ведь теперь снова хозяйка своих рук и ног!

Вопросы для обсуждения с детьми:

Чем Катя огорчила бабушку?

Как звали собаку Серёжи?

Как Катя стала хозяйкой своих рук и ног?

В. Бианки «Лис и Мышонок»

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, Лис, прятаться.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!

— А я от тебя в отнорочек — и был таков!

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему у Мышонка грязный нос?

От кого прятался Мышонок?

Что у Мышонка есть в норке?

Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?

В. Орлов «Хрюшка обижается»

У шарика — новый

Лиловый берет.

У козлика — красный,

Атласный жилет.

У курицы — бантик.

У кошки — сапожки,

У двух петухов —

По гармошке.

Все очень довольны,

А хрюшка сердита.

В слезах отвернулась

Она от корыта:

Ей хочется новый

Лиловый берет,

Ей хочется красный

Атласный жилет,

Ей хочется бантик,

И две петушиных

Гармошки.

Но только о ней

Не подумал никто —

Ей дали не то,

Совершенно не то!

А то, что она

Не любила:

Ей дали мочалку

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему была сердита хрюшка?

Что ей хотелось получить?

Почему хрюшке подарили мочалку и мыло? Выбери слова, чтобы рассказать, какая была хрюша: белая, грязная, чумазая, пушистая, неумытая, красивая.